Днепропетровское областное общество

Ассоциации филателистов Украины

История корабельного паруса

Почта Португалии

20 сентября почта Португалии выпустила серию, состоящую из трех марок и блока  с маркой, рассказывающую об эволюции корабельного паруса. 

В отличие от наземного и воздушного транспорта, парусники позволяли налаживать связи между различными регионами на протяжении тысячелетий. Хотя период возникновения паруса является предметом дебатов среди историков, в настоящее время существуют две преобладающие теории. Одна утверждает, что плавание впервые возникло среди прибрежных народов Средиземного моря и Персидского залива, в то время как другая говорит, что оно возникло одновременно в двух отдельных местах, после чего его использование распространилось на смежные районы. Согласно последней теории, парусное судно впервые появилось на реке Нил, а дальше распространилось в Средиземноморье и Ближнем Востоке и на обширном индонезийском архипелаге, куда первые человеческие колонизаторы австралийского континента попали примерно 60 000 лет назад. Учитывая уникальную географию архипелага и расстояния между ее примерно 17 000 островами, общепризнано, что парусное судно было известно здесь уже на раннем этапе развития региона.




На Западе  изобретение первого квадратного паруса можно проследить до Древнего Египта. После многовековой технической эволюции среди народов Средиземноморья арабы усовершенствовали парус и парусные суда. Что касается истоков линейного паруса - здесь до сих пор историки продолжают спорить. Тем не менее, мало что вызывает сомнения в отношении его использования на раннем этапе полинезийцами. Вопрос, на который еще предстоит ответить, заключается в том, было ли его появление в Средиземноморье обусловлено его распространением арабами, чьи корабли ходили в Индийском океане, Персидском заливе и Красном море и арабы могли подсмотреть его использование, либо линейный парус был ими изобретен самостоятельно. 
Южные рейсы норманнов и рост торговых отношений в средние века также способствовали концентрации различных «практик» морского строительства в Средиземноморье и разработке самых передовых навигационных техник. В этом смысле финикийцы, римляне, майорки, генуэзцы, португальцы и кастилы, а позднее голландцы, французы и англичане разработали обширный объем знаний, кульминацией которого стало изобретение клипера в середине 19 века, вскоре появились железные парусные суда. Это означало апогей и упадок парусников, эпоху, иначе известную как «Золотой век паруса».


Именно эта технологическая эволюция паруса стала лейтмотивом новой серии. Марки серии представляют три эпохи: «Ранние дни», «Время объединения" и "Поздние времена». Ранние дни были периодом, в котором были объединены различные технологии строительства парусных судов. Его эволюция разворачивалась независимо, в местах, которые были серьезно отдалены друг от друга, целью такого технического прогресса было удовлетворение местных потребностей как в плане транспорта, так и в войне. Времена объединения характеризовалось сосуществованием и распространением различных «школ», в которых эволюция технических достижений привела к появлению новых типов судов и использованию смешанных методов. Поздние дни ознаменовались открытием инновационных материалов и технологий в результате научно-технических достижений, которые стимулировали строительство пароходов в последние годы эпохи. Это совпало с ростом пароходов, которые больше не полагались на  благоприятные ветры, сигнализируя о конце эры парусников!

Кроме марок была выпущена брошюра и конверт первого дня

Технические данные:
Дата выпуска: 20.09.18
Номиналы и тираж: €0,53 -125 000 экз.; €0,70 -105 000 экз.;  €0,86 - 125 000 экз.; блок с маркой €1,50 - 45 000 экз.
Бумага: FSC 110г/м2
Размеры: марок: 80 x 30,6 мм; блока - 125 х 95 мм
Перфорация: 12¼х12
Способ печати: офсет
Марок в листе: 20
Типография: BPOST