Днепропетровское областное общество

Ассоциации филателистов Украины

Изобретения украинских ученых

Почта Украины

2 ноября вышла первая часть большой серии "Пятдесят изобретений, которые Украина подарила миру". Обычно я не рассказываю об Украинских выпусках - и без меня хватает обозревателей, но здесь тема меня зацепила, захотелось покопаться.

Первая марка серии - «Первый электрический трамвай», (номинал 7 грн), вторая – «Ультразвуковой двигатель» (10.50 грн), третья – «Пересадка роговицы глаза» (13.00 грн). Технические подробности можно посмотреть на сайте Укрпочты

Первый электрический трамвай

17 февраля исполняется 173 года с дня рождения человека, по праву считающегося «отцом» электрического трамвая.  Фёдор Аполлонович Пироцкий родился в Полтавской губернии. Гениальность этого человека признали во многих странах, ему установлен памятник в соседней Белоруссии, а вот на родине, увы, нет. Да и на марках новой серии обошлось без упоминания изобретателей. Прямая речь Пироцкого: "Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями... К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту… Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге…".

 В начале 1870 Пироцкий разрабатывает проект передачи электроэнергии через железную проволоку, закрепленную телеграфными изоляторами на деревянных столбах, и двух машин переменного тока собственной конструкции. Обратным проводником была земля. В 1877 он пишет об этом статью в международном журнале.  После серии долгих испытаний, 22 августа 1880 впервые в мире был запущен электромоторный вагон трамвая. Он двигался со скоростью конной рыси (8-12 км/ч), делал крутой поворот, останавливался и двигался назад. Показ успешно проводился до 16 сентября.

В 1881 г. Пироцкий демонстрирует схему своего изобретения на Парижской международной выставке. Казалось вот-вот изобретение завоюет все города Российской империи. Но, как всегда у нас, победил не разум, а бюрократизм. Пока то да сё, идею подхватили инженеры немецкой фирмы Siemens. И уже на берлинской выставке 1879 года фирма "Сименс" продемонстрировала небольшой "поезд" с отдельным локомотивом и двумя прицепными платформочками, на которых могли сесть спинами друг к другу, свесив ноги , несколько пассажиров. Водитель сидел на локомотиве. Локомотив питался от третьего рельса постоянным током напряжением в 150 вольт и имел мощность в 3 л. с. В 1881 году братья фон Сименс открывают в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. В Российской империи постоянно действующий электрический трамвай появился только в 1892 году в Киеве.

28 февраля 1898 полковник Федор Пироцкий умер в Петербурге. 22 мая в газете "Юг" напечатали заметку, не нуждающуюся в комментариях:"Никаких денег при нем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, за счет описанного и позднее проданного имущества... На площади с молотка продавались разные старые вещи, обозначенные в описании под номерами, и за все более-менее пригодные вещи стоимостью от 1 копейки до 4 рублей выручено всего 65 рублей."

Ультразвуковой двигатель (Пьезодвигатель)

 Ультразвуковой двигатель (Ультразвуковой мотор, Пьезодвигатель, Пьезомагнитный двигатель, Пьезоэлектрический двигатель) — двигатель, в котором рабочим элементом является пьезоэлектрическая керамика  (диэлектрики, в которых наблюдается пьезоэффект, то есть те, которые могут либо под действием деформациииндуцировать электрический заряд на своей поверхности (прямой пьезоэффект), либо под влиянием внешнего электрического поля деформироваться (обратный пьезоэффект)), благодаря которой он способен преобразовать электрическую энергию в механическую с очень большим КПД. Это позволяет получать уникальные приборы, в которых электрические колебания прямо преобразуются во вращательное движение ротора, при этом крутящий момент, развиваемый на валу такого двигателя столь велик, что исключает необходимость применения какого-либо механического редуктора для повышения крутящего момента.

В 1947 году были получены первые керамические образцы титаната бария и, уже с этого времени производство пьезоэлектрических моторов стало теоретически возможным. Но первый такой мотор появился лишь спустя 20 лет.  

В начале 60-х годов заведующий кафедрой диэлектриков и полупроводников факультета радиоэлектроники Киевского политехнического института Некрасов Михаил Макарович, выуживая из большого потока технических и научных новостей наиболее существенное, а именно то, что могло принести изобретение на практике, предлагал студентам старших курсов и аспирантам провести исследование той или иной идеи. Именно в это время у Михаила Макаровича возникла идея создать пьезодвигатель. Заняться этой темой он предлагал многим аспирантам. Те знакомились с литературой, делали пробные опыты - и отказывались. Наконец нашелся такой же одержимый, как и Некрасов, - студент третьего курса Вячеслав Васильевич Лавриненко. Работал над этой темой и на четвертом, и на пятом курсах. Проштудировал научную литературу, подобрал нужные компоненты, изготовил в наших печах керамику, сам выточил ювелирные механические детали и при защите диплома продемонстрировал действующий прибор.

Большие его преимущества по сравнению с наиболее распространенными двигателями в том, что он отличается быстрым запуском и остановкой. Во многих конструкциях пьезодвигателей время этого параметра не превышает 1 миллисекунды. Важным при его работе является то, что им легко управлять, он точно фиксирует нужное положение при остановке, не содержит магнитов и не создает магнитного поля, может развивать значительные вращающие (крутящие) моменты.

В Киевском Политехническом институте создаётся отраслевая лаборатория пьезоэлектрических моторов под руководством Лавриненко, организуется первое в мире серийное производство пьезомоторов для видеомагнитофона «Электроника-552». В последующем, серийно производятся моторы для диапроекторов «Днепр-2», кинокамер, приводов шаровых кранов и др. В 1980 году издательство «Энергия» печатает первую книгу по пьезоэлектрическим моторам.

Под руководством В. В. Лавриненко защищено 13 кандидатских диссертаций. Он автор двух монографий, 52 научных работ, имеет 176 авторских свидетельств, патентов России, Украины, 34 патентов ведущих государств мира (США, Япония, Германия, Великобритания).

Пересадка роговицы глаза

Опыты по пересадке роговицы, как у животных, так и людей, предпринимались еще в XIX веке, но неизменно оканчивались неудачей. Первой удачной пересадкой считается операция, проведённая 7 декабря 1905 года Эдуардом Цирмом. В России 28 февраля 1912 года первую операцию по пересадке роговицы методом полной сквозной кератопластики совершил профессор Одесского Новороссийского университета Владимир Петрович Филатов (псевдоним «Воталиф»15 (27) февраля 1875, село Михайловка, Пензенская губерния — 30 октября 1956, Одесса). Однако операция прошла неудачно. Много лет было потрачено на непрерывные поиски, раздумья, сомнения, кропотливую и напряжённую работу. В 1924 году он разработал метод полной (а в 1927—1938 годах — частичной) сквозной кератопластики, для которого спроектировал специальные медицинские инструменты. В отличие от прежней попытки, на этот раз операция прошла успешно. 

 20 февраля 1931 года профессор Филатов был арестован органами ОГПУ по обвинению в участии в «контрреволюционной военно-офицерской организации». Он пробыл в тюрьме 2 месяца, в течение которых терпел тяжёлые физические и психических травмы. Профессору пришлось оговорить себя и признать себя виновным в причастности к «контрреволюционным» организациям. В 1950 году он был выдвинут на Нобелевскую премию за создание метода пересаживания роговицы глаза.

В филателии В. П. Филатову были посвящены следующие выпуски: в 1962 году была выпущена почтовая марка СССР, в 1974 художественный маркированный конверт СССР, а в 2000 в Украине вышел художественный конверт с оригинальной маркой.

ПОДПИСЫВАЙСЯ на наши новости в TELEGRAM. Просто сосканируйте QR-код вашим сматрфоном