Днепропетровское областное общество

Ассоциации филателистов Украины

Днепропетровский метрополитен в почтовой истории.

Как-то раз во время очередной встречи нашего «филателистического братства» мне задали вопрос: «А почему ты не хочешь написать статью по истории филателии нашего города, ведь в ней есть множество еще не раскрытых страниц?» И я подумал, что, наверное, было бы хорошо подготовить статью по событиям, которые действительно оставили значительный след в почтовой истории нашего города. Причем для филателистов интерес представляют не только события, произошедшие в далекий период становления и развития почтового обращения Екатеринославской губернии Российской империи, но и события, произошедшие уже после обретения Украиной независимости -в конце ХХ века.

Безусловно, наш город проявил себя во всеукраинском масштабе уже в первые годы независимости. И связано это было в первую очередь с появлением на политическом «небосклоне» таких ярких фигур, как второй Президент Украины Леонид Кучма и председатель Днепропетровского областного совета Павел Лазаренко. Я ни в коем случае не собираюсь уделять внимание оценке их деятельности на высших государственных постах, только хочу отметить что самые значимые объекты, как Днепропетровский метрополитен, Днепропетровский автовокзал и реконструированный терминал Днепропетровского аэропорта появились в нашем городе во многом именно благодаря Павлу Лазаренко и Леониду Кучме.

Но вернемся к истории строительства Днепропетровского метрополитена…

Почему метро?

Решение о строительстве метро в нашем городе было принято еще в далеком 1979 году. Городской совет при поддержке жителей Днепропетровска решил обратиться к земляку - Первому секретарю ЦК КПУ Владимиру Щербицкому, который поддержал предложение строительства в Днепропетровске метрополитена, но предупредил: «Скоро к вам приедет генеральный секретарь ЦК, с ним и решайте». В сентябре 1979 года свою Родину посетил Леонид Ильич Брежнев (он был родом из Днепродзержинска, города расположенного недалеко от Днепропетровска). Ему вручили алую ленту и удостоверение № 1 Почетного гражданина Днепропетровска, дабы подсластить просьбу о метро. Но Леонид Ильич отрезал: «Вот придет ваша очередь - и стройте!». - «Так мы же не доживем...». Тут и подключился Щербицкий: «Город-труженик, город славных традиций». В общем, убедили генерального, что метро Днепропетровску нужнее, чем другим. «Подготовьте письмо», — сказал Брежнев. Тут ему первый секретарь обкома партии Евгений Качаловский вручает письмо. «Ну, вы даете...» — удивился Брежнев и подписал ходатайство о строительстве метро в Днепропетровске.

В 1979 году Совет Министров СССР утвердил, а ЦК КПСС поручил Госплану, Министерству путей сообщения и Минтрансстрою СССР решить все вопросы по сооружению метрополитена в Днепропетровске. В ускоренном темпе проводились изыскательские работы, институты Москвы и Харькова разрабатывали проект. 15 марта 1982 года Совет Министров СССР включил Днепропетровский метрополитен в титульный список важнейших строек страны.

Но это решение за оставшиеся 9 лет существования СССР так и осталось нереализованным, по причинам как экономического, так и политического характера. С наступлением кризисных 90-х годов, строительство метро практически полностью остановилось. Руководство области и города понимало, что оставлять такой долгострой нельзя, поскольку в советское время уже был создан большой задел на строительстве днепропетровской подземки. Для приближения срока сдачи первый пусковой участок было решено сократить: с восьми до шести станций. В 1993 году Президент Украины Леонид Кравчук посетил Днепропетровск и дал обещание продолжить строительство. Однако на деле ситуация никак не изменилась, и лишь в конце 1994 года было принято решение во что бы то ни стало открыть метрополитен в 1995 году. И 29 декабря 1995 года строительство первой очереди Днепропетровского метрополитена было завершено и Днепропетровский метрополитен принял своих первых пассажиров.

В преддверии такого события Министерством связи Украины и УОПС «Укрпочта» было принято решение об выпуске в почтовое обращение художественного маркированного конверта (далее по тексту ХМК) приуроченному к открытию метрополитена в городе Днепропетровске.

Немного фактов…..После обретения Украиной независимости в 1991 году печать ХМК для нашей страны (с украинским стандартным знаком почтовой оплаты) проходила на действующих предприятиях бывшего СССР, так как Украина в тот момент еще не имела собственных полиграфических мощностей. Поэтому, все конверты, выпущенные по заказу Министерства связи Украины и УОПС «Укрпочта» в 1992 году, печатались на Пермской фабрике Госзнака (г.Пермь, Российская федерация), а с 1993 по 1996 год – на Ряжской фабрике Госзнака (г.Ряжск, Российская федерация).

С 1994 года печать ХМК началась и на отечественном полиграфическом комбинате «Украина» в городе Киеве, а с июля 1996 печать ХМК в Российской федерации было прекращена.

Всего в период с 1993 по 1996 год на полиграфических предприятиях России для Министерства связи Украины и УОПС «Укрпочта» были напечатаны 120 видов маркированных конвертов (без учета повторных заказов и выпусков), в том числе: 19 видов конвертов в 1992 году, в 1993 году - 7 видов конвертов, в 1994 году -21 вид конвертов, в 1995году- 35 видов конвертов, и в 1996 году -38 видов конвертов.

 

История одного конверта.

Заказ на изготовление конверта приуроченного к дню открытия метрополитена в городе Днепропетровске был размещен на Ряжской фабрике Госзнака при участии Днепропетровского предприятия ПКФ ЧП «Полиграф-Сервис», у которого с УОПС «Укрпочта» было заключено действующее соглашение на поставку сырья, контроль качества печати и доставку готовой продукции.

Эскиз рисунка для конверта был изготовлен художником Константином Ткаченко и утвержден к печати заместителем Министра связи Украины М.М. Стародуб 10 октября 1995 года

Эскиз рисунка художника К.Ткаченко, для конверта, приуроченного к дню открытия метрополитена в городе Днепропетровске

Утверждение Министерства связи Украины на оборотной стороне эскиза рисунка

 

На эскизе рисунка был изображен вестибюль станции метро с рабочим названием «Чечелівська» -по историческому наименованию района города в котором она находится – Чечеловки. Вслед за этим в мастерской Московской фабрики Госзнака были изготовлены цветовые печатные формы ,а на Ряжской фабрике отпечатаны пробные печатные листы ХМК. На пробных листах ХМК также было название станции метро «Чечелівська».

 

Фрагмент пробного печатного листа ХМК, приуроченного к дню открытия Днепропетровского метрополитена

Однако тогдашнему руководству региона не понравилось такое название станции, и уже перед открытием метрополитена она поменяла свое название на «Метробудівельників». Именно с таким названием станции и был размещен заказ на изготовление ХМК под номером 40051, а также выпущен в обращение конверт, тиражом 3500000 экземпляров. На конверте присутствовала почтовая марка с литерным номиналом «Б», что соответствовало на тот момент тарифу VIII на пересылку простого письма первого веса по Украине, а именно 5000 карбованцев (вступил в действие с 1 июня 1995 года).

Художественный маркированный конверт, выпущенный в почтовое обращение в день открытия Днепропетровского метрополитена.

Открытие метрополитена должно было состояться 28 декабря 1995 года. Поэтому УОПС «Укрпочта» помимо конверта был изготовлен и специальный штемпель гашения «первого дня» с изображением електропоезда метро на станции, названием события «Відкриття Дніпропетровського метрополітену»,места- «Дніпропетровськ. Поштамт» и первоначальной даты открытия– «28 грудня 1995». Этим штемпелем должны были «погашаться» выпущенные к данному событию конверты. При гашении конвертов пользовались обычной мастикой сине-фиолетового цвета.

Художественный маркированный конверт, выпущенный в почтовое обращение в день открытия Днепропетровского метрополитена с гашением «первого дня» сине-фиолетового цвета (дата 28 декабря 1995).

До сих пор, вроде бы все было ясно и понятно, никаких отступлений от установленного порядка выпуска ХМК в почтовое обращение не наблюдалось. Дальше пошли события поинтереснее…

Штемпеля гашения «первого дня».

Даже начинающим филателистам понятно, что события такого масштаба, как открытие нового метрополитена в стране происходят совсем нечасто, а если учесть тот факт, что до этого в Украине «полноценный» метрополитен был всего в двух городах –Киеве и Харькове, тогда становится понятным и стремление всех участников такого знакового события хоть каким-то образом «приложить руку» к праздничным мероприятиям и таким образом оставить свой собственный «исторический след». Мероприятия УОПС «Укрпочта» тоже не являются исключением из правил, поэтому здесь тоже иногда случались отступления. В первые годы независимости в почтовом обращении Украины продолжали использоваться те же наработки, которые ранее использовались в почтовом обращении в СССР, а именно: почтовые штемпеля (в т.ч. и специальные штемпеля «гашений первого дня») были черного, сине-фиолетового или красного цвета. Другие цвета штемпельной краски для гашения не использовались.

Доподлинно неизвестно, кому из организаторов торжественного мероприятия по открытию метрополитена пришла в голову мысль, использовать для презентации VIP персонам конверты с «гашением первого дня» с металлизированной краской других цветов, но результат такого филателистического «новаторства» меня изрядно порадовал. В результате поисков мне удалось собрать конверты, приуроченные к дню открытия Днепропетровского метрополитена со штемпелями следующих цветов

-коричневого цвета с датой 28/12/1995;

-коричневого цвета с датой 29/12/1995

(об конвертах с этой датой я расскажу немного позже);

-серебристого цвета с датой 28/12/1995;

-золотистого цвета с датой 28/12/1995;

-серебристо-золотистого цвета с датой 28/12/1995;

- цвета «синий металлик» с датой 28/12/1995;

- цвета «красный металлик» с датой 28/12/1995.

 

Художественный маркированный конверт, выпущенный в почтовое обращение в день открытия Днепропетровского метрополитена со штемпелем гашения «первого дня» коричневого цвета (дата 29 декабря 1995).

Фрагмент ХМК, приуроченного к открытию Днепропетровского метрополитена со штемпелем серебристого цвета (дата 28 декабря 1995)..

Фрагмент ХМК, приуроченного к открытию Днепропетровского метрополитена со штемпелем золотистого цвета (дата 28 декабря 1995). .

Фрагмент ХМК, приуроченного к открытию Днепропетровского метрополитена со штемпелем «синий металлик» (дата 28 декабря 1995)..

Фрагмент ХМК, приуроченного к открытию Днепропетровского метрополитена со штемпелем «красный металлик» (дата 28 декабря 1995). .

Всего, на сегодняшний день мною обнаружено семь! ХМК приуроченных к дню открытия Днепропетровского метрополитена с штемпелями различных цветов и еще один конверт со штемпелем с другой датой.

По информации участников тех событий, такие презентационные конверты с «металлизированными» штемпелями были изготовлены в типографии в количестве всего нескольких десятков штук на специализированном оборудовании методом тиснения с помощью металлизированной пленки .

Первоначальная дата открытия Днепропетровского метрополитена по причинам организационного характера была перенесена на один день и открытие метро состоялось 29 декабря 1995 года. Поэтому на часть конвертов, выпущенных к дню открытия Днепропетровского метрополитена, была нанесена специальная надпечатка: «День відкриття Дніпропетровського метрополітену». Надпечатка была нанесена в одну строку в верхней части конверта методом трафаретной печати (шелкографии) коричневого или золотистого цвета. Также был изготовлен и новый штемпель «гашения первого дня», точно такой же, но уже с новой «правильной» датой- «29 грудня 1995»

Здесь позволю себе высказать небольшую догадку- видимо, когда начали проводить гашение штемпелем сине-фиолетового цвета на конверте с надпечаткой коричневого цвета, то с эстетической точки зрения это смотрелось некрасиво, поэтому (возможно) и было принято решение изменить цвет штемпеля на коричневый.

На сегодня все штемпеля на конвертах, приуроченных к открытию Днепропетровского метрополитена с дополнительной надпечаткой «День відкриття Дніпропетровського метрополітену» известны только коричневого цвета, но с разными датами –соответственно 28 декабря и 29 декабря 1995 года.

Фрагмент ХМК, приуроченного к открытию Днепропетровского метрополитена с надпечаткой золотистого цвета и штемпелем коричневого цвета. (дата 28 декабря 1995)

Фрагмент ХМК, приуроченного к открытию Днепропетровского метрополитена с надпечаткой золотистого цвета и двойным штемпелем коричневого цвета. (дата 29 декабря 1995)

Художественный маркированный конверт, приуроченный к открытию Днепропетровского метрополитена с надпечаткой коричневого цвета и штемпелем коричневого цвета. (дата 29 декабря 1995)

Мне удалось найти всего один конверт приуроченный к открытию Днепропетровского метрополитена с дополнительной надпечаткой «День відкриття Дніпропетровського метрополітену», со штемпелем цвета «красный металлик» и датой 28 декабря 1995 года, но я больше склонен считать это за случайность, когда в пачку конвертов без надпечатки ошибочно мог попасть конверт с надпечаткой.

Фрагмент ХМК, приуроченного к открытию Днепропетровского метрополитена с надпечаткой коричневого цвета и штемпелем цвета «красный металлик» (дата 28 декабря 1995).

Дорогие друзья-филателисты! В этой небольшой статье я хотел не просто поделиться с вами имеющейся у меня информацией относительно выпуска ХМК приуроченным к одному из знаковых событий в жизни нашего города, но и призвать вас к дальнейшим собственным исследованиям в области истории почты Украины. Успехов вам в вашей работе!

Дмитрий Цимиренко.