Игорь Карпенко из будущей книги-исследовании филателистического движения в Украине.
В № 4-6 за 1929 год журнала «Советский коллекционер» помещён Список филателистических обществ в СССР, среди которых и общество «Украина», которое было создано на основе Харьковского общества филателистов «Украина», созданного 30 июля 1921 года и объединяло 7 отделов из других городов, в том числе и Днепропетровский.
Благодаря публикациям 1925-1927 гг. в журналах «Советский филателист-Советский коллекционер-Радио Филинтерна» списков коллекционеров, пожелавших войти в созданный социалистический филателистический интернационал – ФИЛИНТЕРН (а был и такой!), нам известны фамилии некоторых персонажей: Санин Д.В. (бонист, первый председатель Екатеринославского отдела Всероссийского общества коллекционеров (ВОК), созданного в 1926 году), Беднов Л.В., Рождественский Н.Я., Мольденгауэр Р.А-Э., Лукаш Р.Ф., Чистяков М.И., Ефименков К.Е., Однороженко, Галкин В.Ф., Доброхотов, Афанастьев А.А., Волошин, Чазо П.М., Юматова Э.И. (сотрудник редакционной коллегии журнала «Советский Филателист/Советский Коллекционер», в котором с конца 1920-х выступала с заметками о деятельности местного отдела ВОК, позднее опубликовала статьи: «О вербовке новых членов» № 4, 1931 г., «Опыт классификации советских марок по темам» № 5, 1932 г. ).
Вот как в Екатеринославе боролись с «нерадивыми» филателистами - всего одно предложение, зато в нём целая история (Выписка из протокола № 8 за 1926 г. Екатеринославского отдела ВОК, опубликованная в № 7 «СФ» за 1926 г.):
«Зачитав письма Ревеста и Березского о присвоении Малашиным посылок в 3018 франков, 220 золотых марок и 25 рублей и принимая во внимание нежелание Малашина, несмотря на троекратное официальное предложение Правления, дать объяснения собранию, пятикратное непосещение Малашиным собраний членов ВОК и неуплату членских взносов за II квартал 1926 года, общее собрание исключает Малашина Николая Павловича из числа действительных членов Всесоюзного Общества Коллекционеров, с оглашением настоящего постановления в объединённом журнале и снимает с себя ответственность за обменные операции Малашина, а лицам, имеющим к нему претензии, рекомендует привлечь Малашина к уголовной ответственности».
В № 3 1927 г. «Советского Филателиста» в рубрике «Жизнь отделов» Э. Юматова сообщила новости из жизни местного отдела (позволю себе привести этот материал без купюр – он показывает деятельность коллекционеров того времени):
«2 января с. г. в помещении клуба почтовых работников г. Днепропетровска (бывш. Екатеринослава) состоялось 26 очередное общее собрание местного отдела В. О. К. Оно являлось одновременно и годовым.
Обзор деятельности был краток. В данное время в отделе насчитывается 17 действительных членов: 5 бонистов и 12 филателистов. Наш молодой отдел немногим себя проявил. Главным образом, хромала общественная деятельность. За весь год не было сделано ни одного доклада, не было организовано ни одной выставки, библиотека бездействовала, попытка организовать юнсекцию также не увенчалась успехом. Но кое-что важное всё-таки сделано. Отдел окреп и встал на твёрдую почву. Он освободился от мёртвых душ и чувствуется спайка между его членами. Собрания посещаются охотно. Есть между членами такие, например, тов. Ефименков, которые пропустили за год всего одно собрание. В среднем каждое собрание посещает 62,5 % всего числа членов.
Отмечена была деятельность т. Чазо, казначея и секретаря. Всё у него в образцовом порядке.
Первым делом решено на собрании в течение января и февраля заняться приготовлением выставки в помещении клуба, гостеприимством которого мы пользуемся. Об этом просит и администрация клуба.
Для усиления средств отдела постановили взимать в пользу общества с продаваемых во время собрания марок, с членов по 10%, с посторонних лиц по 20%, с иногородних 25%. На собрании указывалось на недостаточную связь с отделами других городов. Этому отчасти мешает неимение точных адресов. Решили просить центр прислать нам перечень адресов отделов или напечатать его в ближайшем № журнала.
Перевыборы дали следующие результаты:
Председатель Правления т. Санин.
Секретарь Казначей т. Чазо.
Член Правления т. Юматова.
Председатель Ревиз. Ком. т. Ефименков.
Члены Ревиз. Ком. Т. Лукас и т. Доброхотов.
Впервые за весь год был устроен аукцион марок, присланных т. Френкелем из Москвы, около 30 листков. Разошлись все марки приблизительно по полцены каталога, хотя они были самыми обыкновенными, большей частью РСФСР и немного иностранных. Мы не получаем групповых посылок из Москвы и очень редко из других отделений Госорганизации. Пополняем коллекции путём индивидуального обмена или заказываем марки, каждый член отдельно, в Москве или в Харькове. У нас нет даже представителя Госорганизации, который бы по твёрдым ценам продавал марки и боны. Несколько членов и частных лиц продают марки по 4 – 5 коп. за франк, это очень невыгодно, особенно для русских марок, которые, таким образом, дороже чем в Госорганизации в полтора-два раза. Ощущается большой недостаток марок России и РСФСР, Окраин, Гражданской войны и новообразований.
Под конец мне хочется сказать ещё о маленьком даре, сделанном нашим отделом местному музею имени Поль. Это оттиски 2 штемпелей – печатей Французской Революции, которыми, повидимому, снабжались правительственные бумаги:
1) Печать Французского Конвента с надписью: Comite du Salut Public. Liberte. Egalite. Fraternite ou la Mort, Republique Francaise une et indivisible, Commune de Paris. 1793.
2) Печать Французской Коммуны с надписью: Republique Francaise. Liberte. Egalite. Fraternite, Commune de Paris. 1871.
Эти оттиски были случайно приобретены председателем общества в Харькове на толкучке и переданы нами в музей ввиду их исторического интереса».
Добавлю, что просьбу днепропетровских филателистов услышали и уже в следующем № 4 за 1927 год «СФ» были опубликованы адреса всех отделов ВОФ – под № 40 числится «Днепро-Петровский Отдел – Днепро-Петровск, ул. Дзержинская д. 35, кв. 3, П.М. Чазо».