Днепропетровское областное общество

Ассоциации филателистов Украины

Марки цеппелинной (дирижабельной) почты.

Среди марок воздушной почты значительный интерес представляют марки цеппелинной почты. История дирижаблей (цеппелинов) связана с именем их конструктора, одного из пионеров воздухоплавания, графа Фердинанда Цеппелина. 


Первый пробный полет дирижабля его конструкции состоялся в Германии в июле 1900 года. Дальнейшее развитие дирижаблестроения и открытие в 1909 году германским обществом воздухоплавания «Делаг» цеппелинного сообщения и почты привело к появлению множества полуофициальных марок, почтовых карточек и специальных штемпелей. Подробную информацию об этом можно найти в регулярно выходящем «Zeppelinpost Katalog» («Каталоге цеппелинной почты»), выпускаемом издательством «Зигер» в ФРГ. 
Если до 1918 года строительство дирижаблей велось только в Германии, то после первой мировой войны и другие государства занялись их постройкой (Франция, Англия, Италия, США, СССР). Первые официальные марки цеппелинной почты были выпущены в Германии II октября 1928 года по случаю первого полета дирижабля «Граф Цеппелин» из Германии в США. После этого состоялось много перелетов, среди которых следует выделить полет вокруг света в 1929 году, перелеты через Атлантический и Тихий океаны в 1928—1937 гг., полет дирижабля «Граф Цеппелин» на Северный полюс в 1931 году, во время которого состоялась знаменательная встречая советским ледоколом «Малыгин»17. 
Вслед за Германией марки цеппелинной почты выпустили: Аргентина, Боливия, Финляндия, США и СССР в 1930 году; Бразилия, Египет, Исландия, Лихтенштейн, Парагвай и Венгрия в 1931 году; Киренаика, Эгейские острова, Греция, Латвия, Сан-Марино, Триполитания и Италия в 1933 году. 
Польская почта не издавала таких марок, но можно встретить оригинальные польские письма, перевезенные в 1932 — 1937 гг. дирижаблем («Цеппелин») в Южную Америку. Дело в том, что на основе соглашения с Германским почтовым управлением некоторые крупные почтамты Польши принимали авиационные письма, франкированные польскими марками, и высылали их в Германию, откуда дирижабли доставляли их в другое полушарие. Все подобные отправления имеют штемпеля соответствующих дирижаблей и относятся ныне к ценным филателистическим объектам.