Расскажу об известной фотографии, неоднократно представленной в почтовых выпусках разных стран, сюжет которой иллюстрирует футбольную историю и одновременно ставит перед любознательными филателистами вопросы.
Никарагуа 1974 г.
Филателисты-футболисты хорошо знают эту фотографию, растиражированную на марках, посвящённых истории чемпионатов мира. Впервые она появилась на начальной миниатюре серии Никарагуа 1974 г., посвящённой финалам турниров 1930 - 1970 («Кубок мира. Моменты славы»). В 2001 г. сюжет использовался дизайнерами для оформления полей блоков Карибских государств (Гренада, Гренадины, Доминика, Невис). В 2005 г. вновь был представлен в выпуске Уругвая, посвящённом предстоящему чемпионату мира 2006 г. под названием «Уругвай – 1-й чемпион мира по футболу 1930».
Доминика 2001 г.
Уругвай 2005 г.
А что изображено на фотографии? Президент ФИФА Жюль Риме вручает кубок чемпионов мира (он же золотая статуэтка древнегреческой богини победы Нике) президенту Уругвайской ассоциации футбола Раулю Худе в окружении других представительных джентльменов. Тогда возникает вопрос: а где же ликующий капитан сборной победительницы турнира, мы ведь привыкли, что трофей принимает именно он? Где обычная, в нашем понимании, церемония награждения? Как было на самом деле?
Если Вы посмотрите на ю-тубе документальную хронику о первом чемпионате мира, увидите, что там нет момента награждения сборной Уругвая главным трофеем, зато есть эпизод, когда ликующие уругвайские футболисты в сопровождении болельщиков, прорвавшихся на поле, совершают круг почета по стадиону «Сентенарию».
Один из них – нападающий Пабло Дорадо (справа) держит в правой руке какой-то кубок, а в левой – отсоединённую его основу. Рядом бегут голкипер Энрике Бальестерос (в центре) и капитан Хосе Назацци. Теперь вопрос к футбольным историкам: а видели ли Вы хоть одну фотографию капитана уругвайцев легендарного Х. Назацци с Золотой богиней, или победную групповую фотографию сборной Уругвая, опять же, с главным трофеем чемпионата мира? Их просто нет! Предположу, что главный трофей не вручался после победного финала Уругвай – Аргентина ни на стадионе, ни позже в торжественной обстановке, видимо, праздновали так, что трофей «забыли» официально вручить, как впрочем и выпустить почтовые марки, посвящённые победе в турнире (и это при том, что чемпионства Уругвая на Олимпийских футбольных турнирах 1924 и 1928 гг. удостоились подобной чести).
Так что же за трофей в руках Дорадо? Удалось выяснить, что для победителей были ещё и призы, включая кубки и медали, подготовленные другими (не футбольными) ведомствами: министерством обороны, министерством железнодорожного транспорта и др. Можно предположить, что этот кубок впопыхах сунули сразу после финального свистка первому попавшемуся игроку и он с ним побежал по стадиону…
Вернёмся к фото, растиражированному на почтовых марках. После некоторых поисков в сети удалось обнаружить скан страницы главной уругвайской газеты «Эль Паис» от 6 июля 1930 г. со знакомым фото и репортажем о том, что 4 июля (т. е. за 9 суток до матча открытия турнира) Президент ФИФА Ж. Риме, вице-президент, футбольные сборные Румынии, Франции и Бельгии прибыли в гавань Монтевидео на судне «Конте Верде». На следующий день Уругвайская футбольная ассоциация устроила приём в честь прибытия высоких гостей и уже в рамках этого вечера Ж. Риме передал на хранение сеньору Р. Худе золотую статуэтку Нике, которая благополучно хранилась в сейфе федерации вплоть до начала розыгрыша чемпионата мира в Италии 1934 г.
Вот такую историю футбольных событий 95-летней давности поведали достаточно рядовые почтовые марки.